Наши враги - наши собственные страхи
Для многих людей изучение китайского языка неотделимо от надежды на последующую поездку в Поднебесную. При этом не так важно, будет ли авантюра исключительно туристической или больше образовательной. Однако у задумки путешествия всегда есть враги, и чаще всего — это наши собственные страхи.
Подпись: на обеих фотографиях — такой разный Ханчжоу (杭州)
В приведенной статье я поделюсь личным опытом преодоления таких фобий и попытаюсь объяснить, почему не нужно бояться поездки в Китай.
Построение социалистического общества
1. Начать стоит с боязни, таящейся, кажется, в самом официальном названии грядущего пункта назначения: «Китайская Народная Республика». Резюмирую в паре фраз: да, официально в современном Китае на повестке дня по-прежнему стоит построение социалистического общества, и да, это накладывает определенный отпечаток на жизнь внутри страны.
Но в тоже время — все далеко не так антиутопично. «Железный занавес» КНР вполне проницаем (мы же, в конце концов, сейчас обсуждаем поездку туда, не так ли?), а красные флажки скорее помогают опознать важные административные объекты, нежели служат реальным целям пропаганды. Да и китайская бюрократия видится, скорее, частным случаем бюрократии общечеловеческой.
Говоря о своем личном впечатлении, то за все время «в плену Большого Брата» единственным ощутимым свидетельством действующего строя для меня были ярко-красно-желтые лозунги с новыми партийными установками. Обилие стражей порядка на улицах — вернее, их шаговая доступность — тоже больше внушала чувство защищенности на чужбине.
Подпись: Свежий пример таких лозунгов, призывающий противодействовать мафиозным структурам.
Золотой щит
2. Куда больший трепет вызывает выборочная блокировка сегментов Интернета. Все мы — дети свободы сетевого пространства, и, разумеется, любой человек, мало-мальски осведомленный о положении дел в современном Китае, слышал о «Золотом щите» (金盾) местного файрвола. Мировая Паутина в КНР не обрублена, но под запретной печатью пребывают Google, Facebook, Instagram и иже с ними. А не так давно камеру заключенных пополнила милая сердцу Википедия…
Но не будем унывать раньше времени — мы же еще не пересекли границу отчуждения. Пока нас окружает родное виртуальное измерение — паникеры могут прибегнуть к помощи многочисленных отечественных инструкций и запастись необходимыми приложениями. Стоики же (каковыми были мои товарищи в Китае) и вовсе отнесутся к таким правила игры как к испытанию силы воли. Каникулы вдали от переписок станут прекрасным дополнением к отпуску!
Толпы людей
3. Когда «политические страшилки» позади, можно поговорить о вещах более приближенных к материальному быту. Первым на ум ожидаемо приходим всепоглощающий ужас великой китайской толпы. Людей в Поднебесной действительно очень много — особенно, если пунктом назначения будет выбран город восточного побережья.
Какие же тут есть «смягчающие обстоятельства»? Объективно, за короткий срок, привыкнуть к плотности жизни китайского мегаполиса удастся навряд ли (и у москвичей здесь серьезная фора). Для себя я решал этот ребус «непопаданием» в часы пик и по-преимуществу — вечерней активностью. Мне даже удалось вывести определенный лайфхак: после захода солнца народ с улиц исчезает сам собой, а учитывая то, что на юге Китая темнеет в районе 7 — нас, как гостей, это должно стимулировать к передвижениям в темное время суток.
Подпись: просто вокзал в Китае.
Кроме того, у избытка людей есть и еще один неочевидный плюс: куда бы Вы ни направились, скорее всего, по соседству непременно найдется еще как минимум один желающий позаниматься ровно тем же — и это успокаивает. В общем, хотя бы боязнь одиночества не грозит уже точно.
Китайская непосредственность
4. С количественными показателями населения КНР тесно увязан другой по-человечески немаловажный критерий — то, что в китайском языке называют словом 素质 (sùzhì / сучжи). С трудом, это можно перевести как «умение вести себя в обществе». Мне не раз доводилось слышать от соотечественников о вопиющей беспардонности китайцев. И на улицах-то они плюют, и орут почем зря, и пищу потребляют неправильно, и, и, и… и только терпения Вам пожелать — напрашивается ответ. Промотав в голове скучные советы по основам толерантности, перейдем к сути.
Во-первых, все эти клише относятся преимущественно к жителям (/ выходцам из) сельской местности и старшему поколению. Обыкновенный житель мегаполиса средних лет ничем существенным не отличается от нас с вами, кроме, разве, чуть меньшей готовностью к контакту. Во-вторых, лично мне, китайская непосредственность всегда помогала чувствовать себя более свободно — можно было с легкой душой и сердцем отказаться от привычного груза «окаменелого лица» и стесненных движений. В большинстве случаев — это будет воспринято в положительном ключе (только не переусердствуйте!).
Подпись: Увлеченный читатель в одной из общественных библиотек
Боязнь потеряться
5. Чуть реже мне встречались люди, опасавшиеся заблудиться на просторах Поднебесной и уже никогда не найтись. Как это обычно бывает? Не успел на автобус, затем не нашел кассу, а тут и телефон разрядился…
На самом деле, эти тревоги разбиваются буквально в первые минуты после приезда. Китай — социоцентричное и ориентированное на простого человека государство. Иначе он бы просто не добился тех внушительных успехов, которым завидует чуть ли не весь мир. Инфраструктура внутри страны отлажена великолепно и работает на славу, а ключевые вывески везде продублированы на английском языке. Поэтому просто отметим для себя этот пункт треволнений и проследуем далее по нашему рейтингу.
Китайская кухня
6. Наиглавнейшим компонентом китайской культуры — ее душой и сердцем — была есть и остается еда. Пищеварению всегда тяжело привыкать к загранице, и для туристов знакомство с заморскими блюдами нередко сопряжено с неудобствами. Буду откровенным: для меня это была едва ли не самая болезненная тема. Мое собственное перемирие с китайской кухней наступило лишь после годовых мучений. Зато, надеюсь, теперь уже навсегда.
Вопреки расхожим мнениям, китайцы не увлекаются поеданием одних только гусениц и червей. Более того — все мои ровесники, когда я между делом интересовался у них на сей счет, всячески открещивались от такого варварства. Как ни странно, но самыми ходовыми видам мяса в Поднебесной являются курица и свинина, а многообразие ресторанчиков давно включает в себя и итальянскую, и мексиканскую, и прочие знакомые кухни. Что же касается огорчений, то в КНР действительно туго с молочными продуктами. Это, увы, непреложный факт.
Пожалуй, наиболее существенная загвоздка тут в том, чтобы придя в забегаловку, суметь обнаружить в меню искомые составляющие (и желательно — не нокаутирующей остроты). Универсальное решение здесь только одно: заблаговременно сделать себе перечень своих любимых ингредиентов на китайском при помощи словаря (например, https://bkrs.info/), а затем — скрупулезно выуживать заветные иероглифы из списка блюд. Правда, даже в этом случае все не так однозначно — например, блюда, имеющие в названии иероглифы 鱼香, первый из которых «рыба», к рыбе непосредственного отношения не имеют.
Подпись: Примерно так будет выглядеть меню, если Вам не повезет с выбором кафе
Подпись: Сложно поверить, но «Омлет с помидорами» (番茄炒鸡蛋) — входит в негласный список «традиционных общекитайских блюд».
Языковой барьер
7. Здесь мы подступаем к последней ступени нашего восхождения на пагоду имени Китая. Кто-то скажет, что она должна была быть первой, и будет по своему прав. Речь о беспощадном языковом барьере. К сожалению, «срезать» («сократить усилия») в китайском языке не получится никак. Тем, кто не планирует долгосрочного пребывания в КНР с образовательными целями, скорее всего придется осваивать коммуникацию через «чинглиш» (искаженный китайский английский) и жестикуляцию. Тем же, кто хочет почувствовать себя уверенней — я могу рекомендовать курс «китайский для туристов», который предлагает Skype-Language.com.
Практика показывает, что за десять занятий при достаточной мотивации вполне можно овладеть навыками счета, элементарной ориентации в пространстве, а также рядом ключевых фраз (например, «Сколько это стоит?» или «Пожалуйста, мне необходима помощь»).
***
Ну что ж, наш непродолжительный обзор подошел к концу. Китай все еще страшен? Конечно, в мире есть вещи, к которым готов не будешь никогда, но ведь из них в том числе складывается неописуемое богатство жизни.
Главное, не стоит забывать, что помимо «непонятной жути» Китай все еще обладает архитектурными и природными памятниками, головокружительными небоскребами и неповторимой атмосферой. А это, уж верно, стоит того, чтобы пересилить себя и купить билет — чего я всем и желаю!